Как добывали золото в Хакасии


Воспоминанания Петра Васильевича Потапаева

Петр Васильевич Потапаев родился 23 сентября 1889 года на прииске Харлампиевском, который входил в число приисков К* «Южно-Алтайского золотопромышленного дела». Хозяином приисков здесь считали Мальцева, жившего в Санкт-Петербурге. По фамилии хозяина компании все его золотые прииски, расположенные по системе реки Балыкса с притоками, называли Мальцевскими:

1. Центральный прииск в поселке Неожиданном
2. Николаевский 
3. Харлампиевский 
4. Ильинский 
5. Мыгазы 
6. Иннокентьевский 
7. Нижняя Кедровка 
8. Верхняя Кедровка 
9. Пичугинский 
10. Веселовский 
11. Александровский 
12. Асановский. 
Все эти прииски были разбросаны неподалеку друг от друга по речкам Мыгазы, Кедровке, Веселой и по ручьям, впадающим в эти речки и в реку Балыксу, а последняя впадала в реку Томь.

Рабочих на золотые прииски нанимали по городам и деревням, заключая с ними договор на работы, начиная с ранней весны и до осени. С Покрова, кто из приискателей оставался на зимовку, а таких бывало немного, собирали на одном или двух приисках для ведения подготовительных работ к лету. Большинство работ велось вручную лопатой, ломом, киркой, клином, тачкой. Из применяемой примитивной техники использовались бочечные машины при, помощи которых из торфов, песка и мелкой гальки промывали золото. В зимние месяцы рабочие корчевали пни, пилили лес, убирали его, снимали торф до золотоносного песка - готовили рабочую площадку. Летом на бочечных машинах мыли золотоносные пески. С применением гидравлики резко поднялась производительность труда, работали в две смены: ночная вела подготовительные работы – вскрывала торфа, подгоняла породу к творилу; в дневную смену работали по 13 – 14 часов – выбирали корневища, большие комки породы, разбивали эти комки, промывали при помощи гидравлических устройств.

бочечная машина
К работе приступали в 6 часов утра, а уже в 7 утра для утреннего чая на полчаса спускался флаг, установленный у сколоченной из досок конторы десятника или горного смотрителя. После чая бело-зелено-красный флаг снова поднимался. В 12 часов – обед, староста звонил в железную плиту. После обеда – отдых на 2 часа. С 14 до 19 часов – работа. В 19.00 – перерыв 30 минут на небольшой ужин, и только поздно вечером флаг опускается до утра.

Из промывочных колод, на дне которых установлены трафареты (грохота) для задержки золота, которое снимали каждый день в конце работы, а мелкое золото с вашгортов снимали в зависимости от богатого содержания золота в песках – когда через день, когда через два, а то и один раз в неделю. Днем на бочечной машине всегда устанавливался пост в лице стражника: в погонах, на форменной фуражке – кокарда, вооружен наганом (настоящий полицейский), на ночь со стражником дежурил и десятник.

Пока были бочечные машины, зимой рабочие праздновали каждое воскресенье и религиозные праздники, а летом в месяц давали только два дня выходных. При применении гидравлики выходной сократили до одного дня. Инструмент выдавался казенный: кайло, лопата-подборка, лом, кувалда, топор. Если рабочий выполнял свое задание, помогал другим. При выполнении задания всем забоем, все равно с работы уйти не имели права. Изредка давалось короткое время на перекур - 10 минут.

Забойщику платили поденщину за урок (полторы кубических сажени) – 90 копеек. Возчику торфов, эфеля и гальки за эти полтора саженя платили 85 копеек. На подготовительных работах зимой забойщику платили 85 копеек, возчику – 80 копеек.

Из архива новокузнецкого краеведа Тамары Васильевны Семеновой
http://kuzbasshistory.narod.ru/guest/guests/semenova/index.html
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий