Тяжелое золото галеонов


В окружной суд города Тампы, штата Флорида, поступила заявка от компании Odyssey Marine Exploration Inc. С просьбой закрепить за ней две площадки на дне пролива Ла-Манш. Это известие вызвало огромный интерес историков, археологов... и французских властей. Дело в том, что Odyssey Marine Exploration Inc. специализируется на поисках сокровищ затонувших кораблей. Поиск подводных кладов и их подъем - бизнес очень прибыльный и серьезный. Американская компания является лидером в подводном кладоискательстве. Именно специалисты из Odyssey обнаружили и подняли в прошлом году с глубины рекордный из когда-либо найденных кладов - 17 тонн монет и слитков драгоценных металлов на общую сумму полмиллиарда долларов. Находка вызвала юридический скандал - кому же должны принадлежать обнаруженные сокровища. Оказалось, что найти и поднять клад с морских глубин - только полдела, гораздо сложнее отстоять в суде свои права на добытые богатства.

Кладбищенские сокровища

Археологов и историков все сильнее беспокоит судьба артефактов, покоящихся в трюмах затонувших кораблей. Вдохновленные успехами Odyssey Marine Exploration, сотни людей бросились на поиски подводных кладов. Современные охотники за сокровищами сегодня вооружены особо чувствительными гидролокаторами, GPS, аппаратами для погружения на большие глубины с дистанционным управлением, т.е. самым современным оборудованием, о котором ученым зачастую приходится только мечтать.

«Многие годы наиболее важные площадки находились в безопасности, потому что добраться до них было крайне трудно, - объясняет Дэвид Гаймстер, генеральный секретарь Общества антикваров. - Сейчас же из-за стремительного развития техники все изменилось. Прикрываясь высокими словами о науке, коммерческие кладоискатели все энергичнее ищут подводные сокровища. Они переплавляют монеты в слитки или продают коллекционерам. И в том, и в другом случае наука навсегда лишается очень важных артефактов».

Историки подсчитали, что за всю историю человечества затонуло около 3 млн кораблей. Конечно, далеко не все перевозили драгоценности и деньги. Интерес для кладоискателей представляют «лишь» около 3 тыс. затонувших судов, на борту которых, по расчетам историков, могут находиться ценности на сумму, превышающую 200 млрд долларов.

Самым богатым кладбищем затонувших кораблей считаются западное Средиземноморье и Карибское море. В Средиземном море только с XVI по XIX век пошли ко дну не меньше 700 судов. Многие из них перевозили золото, серебро и драгоценные камни.

Заходя в воду на курортах южного побережья Испании, отдыхающие даже не догадываются, что дно у них под ногами золотое не только в переносном, но и прямом смысле этого слова. Золота и серебра там почти на 150 млрд долларов.

«В Кадисском заливе (омывает юго-западные берега Пиренейского полуострова. - Ред.) золота и серебра больше, чем в подвалах Национального банка Испании», - утверждает профессор археологии Мануэль Буэно.

С луны под воду

Поисками подводных сокровищ сейчас занимаются сотни компаний, но самой крупной, известной и успешной среди них является Odyssey Marine Exploration Inc., офис которой располагается в городе Тампа, штата Флорида.

Odyssey основал 14 лет назад Грег Стэм, большой поклонник дайвинга, истории и романов о пиратах. В свое время он, кстати, работал у Боба Хоупа, авантюриста, продающего участки на... Луне.

Первый крупный успех к подводным кладоискателям пришел в 2003 году, когда после почти десятилетних поисков Odyssey нашел останки колесного парохода «Республика».


Комментариев нет:

Отправить комментарий